Регистрация | Вход Привет, Гость | RSS
//oboz.ucoz.ru
Войти:

 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Разная литература читать онлайн » Химия » Задачи по химии » Вопросы и упраженения к учебнику Габриелян Химия 10 класс
Вопросы и упраженения к учебнику Габриелян Химия 10 класс

Скачать этот учебник полностью можно на этой странице
Скачать решебник Габриеляна за 10 класс можно по этой ссылке по этой ссылке

Вопросы к § 1
1.Используя знания по курсу биологии, сранните химический состав растительной и животной клеток. Какие органические соединения входят в их состав? Чем отличаются органические соединения растительной и животной клеток?

2.Опишите круговорот углерода в природе.

3.Объясните, почему возникло учение витализм и как оно потерпело крах.

4.Какие типы органических соединений (по происхождению) вы знаете? Приведите примеры и укажите области их применения.

5.Вычислите объем кислорода (н. у.) и массу глюкозы, образующиеся в результате фотосинтеза из 880 т углекислого газа.

6.Вычислите объем воздуха (и. у.), который потребуется для сжигания 480 кг метана CHj, если объемная доля кислорода в воздухе составляет 21%.

Вопросы к § 2
1.Что такое валентность? Чем она отличается от степени окисления? Приведите примеры веществ, в которых значения степени окисления и валентности атомов численно одинаковы и различны.

2.Определите валентность и степень окисления атомов в веществах, формулы которых Сl2, С02, С2Н4

3.Что такое изомерии; изомеры?

4.Что такое гомология; гомологи?

5.Как, используя знания об изомерии и гомологии, объяснить многообразие соединений углерода?

6.Что понимают под химическим строением молекул органических соединений? Сформулируйте положение теории строения, которое объясняет различие в свойствах изомеров. Сформулируйте положения теория строения, которые объясняют многообразие оргапических соединений.

7.Какой вклад внес каждый из ученых — основоположников теории химического строения в эту теорию? Почему ведущую роль в становление этой теории сыграл вклад русского химика?

8.Возможно существование трех изомеров состава С5Н12. Запишите их полные и сокращенные структурные формулы.

9.По представленной в конце параграфа модели молекулы вещества (ом. рис. 7) составьте его молекулярную и сокращенную структурную формулы.

10.Рассчитайте массовую долю углерода в молекулах первых четырех членов гомологического ряда алканов.

Вопросы к § 3
1.Укажите важнейшие месторождения природного газа в Российской Федерации. Найдите их на карте полезных ископаемых нашей страны, воспользовавшись географическим атласом.

2.Назовите известные вам международные вооруженные конфликты, которые связаны с контролем над природными источниками углеводородов.

3.Приведите примеры интеграции экономик различных стран, основу которых составляет использование природного газа.

4.Подготовьте рассказ о том, как связаны знания но химии природного газа с вашей будущей профессией.

5.Назовите преимущества природного газа перед другими видами топлива.

6.Проиллюстрируйте закон перехода количественных отношений в качественные на примере гомологического ряда алканов.

7.Назовите углеводороды, структурные формулы которых:


Вопросы к § 4
1. Какие вещества называют алкенами?
2. Дайте характеристику гомологического ряда алкенов согласно плану: а) общая формула; б) родовой суффикс; в) виды изомерии; г) номенклатура; д) характерные реакции.
3. Как получают этилен: а) в промышленности; б) в лаборатории?
4. По аналогии с этиленом запишите уравнения реакций получения пропена: а) промышленного (из пропана); б) лабораторного (из пропанола-1 СН3—СН2—СН2—ОН).
5. Найдите химические термиЕы-антонимы в названиях реакций, характерующих химические свойства и способы получения этилена. Дайте их определения.
6. Какими способами можно отличить этилен от этана?
7. Найдите массовую долю углерода в молекулах: а) пропана; б) пропилена (пропена).
8. Найдите объем этилена (н. у.), полученного реакцией дегидратации 230 мл 95%-го этилового спирта (плотность 0,8 г/мл).
9. Этилен горит светящим пламенем в отличие от бесцветного пламени этана. Почему? Ответ подтвердите расчетом массовой доли углерода в молекулах этих веществ. Составьте уравнение реакции горения этилена.

Вопросы к § 5
1. Какие вещества называют алкадиенами?
2. Дайте характеристику гомологического ряда ялкадиенов согласно плану: а) общая формула; б) родовые суффиксы; в) виды изомерии; г) номенклатура; д) характерные реакции.
3. Напишите уравнение реакции получения бутадиена-1,3 из бутана.
4. Для изготовления резиновых изделий, не набухающих в бензине и других нефтепродуктах, используют хлоропреновый каучук. Мономером для его получения является хлоропрен (2-хлорбутадиен-1,3), формула которого


Запишите уравнение реакции полимеризации хлоропрена, укажите структурное звено полимера. Рассчитайте относительную молекулярную массу макромолекулы, если известно, что средняя степень полимеризации равна 450.
5. В начале XIX в. в Англии стали модными плахци из водонепроницаемой ткани, называемые макинтошами. Это название они получили в честь английского химика и изобретателя Ч. Макинтоша, предложившего пропитывать плащевую ткань раствором натурального каучука. Однако на солнце такие плащи становились липкими, а в морозную погоду — ломкими. Предложите свой способ устранения этих недостатков, повторив тем самым открытие другого выдающегося англичанина — Ч. Гудьира.
Вопросы к § 6
1. Назовите способы получения ацетилена. Запишите уравнения соответствующих реакций.
2. Назовите две качественные реакции, с помощью которых можно обнаружить непредельный характер органического соединения.
3. Рассчитайте объем ацетилена, который может быть получен из 128 г карбида кальция, содержащего 5% примесей, если выход ацетилена составляет 80% от теоретически возМОЖНОГО.
4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:


5. Рассчитайте массовую долю углерода в молекулах: а) этана; б) этилена; в) ацетилена. Каков характер пламени при горении этих веществ?
6. Запишите формулы возможных изомеров 3-метилпентина-1. Дайте названия всех соединений.
7. Вычислите объем кислорода (н. у.), который потребуется для сжигания 56 м3 смеси этана и ацетилена, если объемная доля последнего составляет в ней 75%.
8. Назовите область применения реакции горения ацетилена.
9. Назовите область применения продукта реакции гидрохлорирования ацетилена.
10. Какие свойства ацетилена имеют отношение к строительным профессиям? Почему?
11. Рассчитайте количество теплоты, которое выделится при сжигании 30 м3 ацетилена (н. у.), если термохимическое уравнение реакции его горения


Вопросы к § 7
1. Как вы думаете, при горении какого углеводорода — бензола или ацетилена — пламя будет более коптящим? Почему? Ответ подтвердите расчетами.
2. Перечислите области применения бензола.
3. Рассчитайте количество вещества ацетилена, который потребуется для получения 400 мл бензола (плотность 0,8 г/мл).
4. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: а)метан ----> ацетилен-----> бензол---> хлорбензол; б)карбонат кальция---> оксид кальция-------> карбид кальция ----> ацетилен-> бензол ->нитробензол.
5. Бензол является прекрасным растворителем органических веществ и входит в состав многих бытовых препаратов-растворителей, например в состав «Сольвента», где его содержание составляет 25%. Рассчитайте массу бензола, которая необходима для изготовления 300 г «Сольвента».

Вопросы к § 8
1. Назовите важнейшие месторождения нефти в Российской Федерации, используя карты из географического атласа.
2. Как мировые цены на нефть влияют на бюджет нашей страны? Предложите свои варианты уменьшения зависимости экономики России от колебаний мировых цен на нефть.
3. Как утечки нефти при ее добыче и транспортировке влияют на состояние окружающей среды? Приведите примеры последних сообщений из средств массовой информации о катастрофах, связанных с разливами нефти.
4. Каков состав нефти? Какие физические свойства компонентов нефти лежат в основе ее перегонки?
5. Что такое бензины; октановое число? Как его повышают?
6. Назовите по международной номенклатуре изооктан


7. Запишите уравнения реакций крекинга эйкозана С2оН42 до углеводородов бензиновой фракции.
8. Как связана ваша будущая профессия (например, экономист, юрист, эколог, геолог, инженер) с добычей и переработкой углеводородного сырья?
9. Как связана повседневная жизнь человека с добычей и переработкой углеводородного сырья и мировыми ценами на нефть?

Вопросы к § 9
1. На каком уровне начинается различие между живой и неживой природой? Какие факты говорят о единстве живой и неживой природы?
2. Сравните между собой состав и строение растительной и животной клеток.
3. На какие две группы деляг химические элементы, образующие вещества живых клеток? Попробуйте доказать относительность такого деления элементов.
4. Какова роль макро- и микроэлементов в организации жизни на нашей планете?
5. Какие вещества называют спиртами?
6. Как определяют атомность спирта?
7. Что такое функциональная группа?
8. Какие свойства предельных одноатомных спиртов определяются наличием в их молекуле гидроксильной функциональной группы, а какие — нет?
9. Приведите примеры неорганических веществ, между молекулами которых образуется водородная связь.
10. Какие свойства метанола и этанола лежат в основе их применения?
11. Какие свойства глицерина лежат в основе его применения?
12. В трех пробирках находятся бесцветные жидкости: вода, этанол и раствор глицерина. Как их распознать?
13. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: а) этилен----> этанол---> этаналь;
б) этанол > этилен------> этиленгликоль.
14. При взаимодействии 3 г предельного одцратомного спирта с необходимым количеством натрия выделилось 0,56 л (н. у.) водорода. Выведите формулу спирта, запишите формулы возможных изомеров и дайте их названия.

Вопросы к § 10
1. Какие вещества называют фенолами?
2. Почему фенол называют также карболовой кислотой?
3. В чем проявляется взаимное влияние фенила и гидроксила друг на друга в молекуле фенола?
4. Какие свойства фенола лежат в основе его применения?
5. Из 390 г бензола в две стадии было получено 410 г фенола. Определите массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
6. При взаимодействии фенола с бромной водой образуется нерастворимый в воде 2,4,6-трибромфенол (качественная реакция на фенол). При действии избытка бромной воды на 240 г водного раствора фенола получено 8,45 г осадка. Рассчитайте массовую долю фенола ь исходном растворе.

Вопросы к § 11
1. Какие вещества называют альдегидами, а какие — кетонами? Что общего между этими классами органических соединений?
2. Являются ли альдегиды и кетоны межклассовыми изомерами? Аргументируйте свой вывод примерами.
3. Охарактеризуйте получение, свойства и применение формальдегида. Ответ иллюстрируйте уравнениями соответствующих реакций.
4. Охарактеризуйте получение, свойства и применение ацетальдегида. Ответ иллюстрируйте уравнениями соответствующих реакций.
5. Как, по вашему мнению, образуются названия альдегидов и кетонов но международной номенклатуре?
6. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
этан----> этилен---> этиловый спирт----> уксусный альдегид----> уксусная кислота —» этилацетат.
7. Найдите массу серебра, выпавшего на стенках пробирки в виде «серебряного зеркала», при взаимодействии 140 г 10%-го раствора формальдегида с избытком аммиачного раствора оксида серебра. Рассчитайте количество вещества оксида серебра, вступившего в реакцию.
Вопросы к § 12
1 .Какие вещества называют предельными одноосновными карбоновыми кислотами?
2. Рассмотрите переход количественных изменений в качественные на примере изменения физических свойств карбоновых кислот в гомологическом ряду.
3. Какие свойства являются общими для неорганических и карбоновых кислот? Подтвердите свой ответ уравнениями реакций.
4. В какие реакции могут вступать олеиновая и линолевая кислоты как непредельные органические соединения? Как называют эти реакции? Запишите их уравнения.
5. Структурную формулу муравьиной кислоты можно записать и таким образом

Следовательно эта кислота будет являться веществом с двойственной функцией. Как можно назвать ее? Какую реакцию, нехарактерную для других кислот, даст муравьиная кислота?
6. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: метан----->ацетилен-->уксусный альдегид-----> уксусная кислота> пропилацетат ацетат аммония метилацетат
7. Какое вещество вызывает жалящее действие крапивы и стрекательных клеток медуз? Как снять боль от ожогов, вызванных выделениями этих организмов?
8. В уксусной кислоте растворили 250 г известняка, содержащего 20% примесей, и получили при этом 33,6 л (н. у.) углекислого газа. Какую объемную долю составляет выход углекислого газа от теоретически возможного?
9. Царица Клеопатра по совету придворного медика растворила в уксусе самую крупную из известных ювелирам жемчужину, а затем принимала полученный раствор в течение некоторого времени. Какую реакцию осуществила Клеопатра? Какое соединение она принимала?
10. На нейтрализацию 10,6 г смеси растворов муравьиной и уксусной кислот затратили 200 г 4%-го раствора гидроксида натрия. Рассчитайте массовые доли кислот в исходной смеси.

Вопросы к § 13
1. Какие вещества называют: а) сложными эфирами; б) жирами?
2. Раскройте биологическую роль сложных эфиров в живой природе. Для ответа используйте свои знания по биологии.
3. Назовите области применения сложных эфиров в технике и народном хозяйстве.
4. Чем отличаются по строению жидкие жиры от твердых?
5. Как опытным путем различить машинное и растительное масла?
6. Что такое маргарин? Как его получают?
7. Что такое мыла? Как их получают? Почему реакцию щелочного гидролиза жиров называют омылением?
8. Чем отличаются натриевые мыла от калиевых?
9. Какую воду называют жесткой? Какой вред приносит жесткая вода? Как устранить жесткость воды?
10. В чем преимущества синтетических моющих средств (стиральных порошков) перед мылами? В чем их недостатки?
11. В результате реакции этерификации из 150 мл безводной уксусной кислоты (плотность 1 г/мл) получили 200 г ЭТИЛОВОГО эфира уксусной кислоты. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.
12. Вычислите массу глицерина, которую можно получить из 17,8 кг природного жира, содержащего 97% тристеарата.11.

Вопросы к § 14
1. Какие вещества называют углеводами? Почему? Как этот класс органических соединений иллюстрирует идею взаимосвязи органических и неорганических веществ, т. е. единство химической организации материального мира?
2. На какие группы делят углеводы?
3. Что такое моносахариды? На какие группы их делят?
4. Какие признаки положены в основу классификации всех углеводов и какой — в основу классификации моносахаридов?
5. Почему глюкоза относится к веществам с двойственной функцией? Подтвердите этот тезис рассмотрением химических свойств глюкозы.
6. Какие свойства глюкозы находят практическое применение? Иллюстрируйте свой ответ уравнениями соответствующих реакций.
7. Группу атомов, определяющую наиболее характерные свойства вещества и его принадлежность к определенному классу органических соединений, называют функциональной. В параграфе речь шла о четырех функциойальных группах. Каких?
8. Кроме глюкозы и фруктозы, имеющих двойственную функцию, в параграфе упоминалось еще одно вещество с такой функцией. Как его называют? Какую формулу оно имеет? Образуйте двойное название, исходя из двойственной функции этого вещества.
9. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
а) углекислый газ----> глюкоза----> сорбит;
б) глюкоза----> глюконовая кислота > глюкопат натрия (натриевая соль глюконовой кислоты);
в) глюкоза----> этиловый спирт----> этилен
молочная кислота.
10. Вычислите объем углекислого газа (н. у.), который может образоваться при спиртовом брожении раствора, содержащего 720 г глюкозы. Рассчитайте массу 96%-го этилового спирта, который можно получить в результате этой реакции с выходом продукта, равным 85% от теоретически возможного.
11. К моносахаридам относятся рибоза С5Н10О5 и дезоксирибоза С5Н10О4. Объясните, подчиняется ли формула последнего вещества общей формуле углеводов.

Вопросы к § 15
1. Какие углеводы называют дисахаридами? Назовите представителей этой группы углеводов. Являются ли они изомерами? Почему?
2. Используя дополнительную литературу, подготовьте сообщение о возникновении и развитии производства сахара в России.
3. Сравните крахмал и целлюлозу, т. е. назовите признаки общего и отличного в их составе, строении, свойствах и применении.
4. Почему гликоген называют животным крахмалом? При ответе на этот вопрос используйте свои знания по курсу биологии.
5. Используя знания по курсу биологии, расскажите об углеводном обмене в организме человека.
6. Назовите химические термины-антонимы, характеризующие синтез и распад молекул ди- и полисахаридов?
7. Гидролизом 250 кг древесных опилок, содержание целлюлозы в которых составляет 45%, было получено 62 кг глюкозы. Определите массовую долю выхода глюкозы от теоретически возможного.
Вопросы к § 16
1. Какие вещества называют аминами? Какой признак положен в основу классификации аминов?
2. Какая группа атомов в молекуле аминов— радикал или аминогруппа — определяет их основаые химические функции — является функциональной для них?
3. Почему амины называют органическими основаниями?
4. Рассмотрите взаимное влияние атомов в молекулах органических веществ на примере анилина. Что общего между взаимным влиянием атомов в молекулах анилина и фенола?
5. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения: карбонат кальция------► оксид кальция -—► ---> карбид кальция-----► ацетилен '—► бензол ---» нитробензол *—* анилин —> триброманилин.
6. Назовите основные области применения анилина.
7. Смесь газов объемом 6 л (н. у.), содержащую метиламин, сожгли, при этом получили 2,24 л азота (н. у.). Определите объемную долю метиламина в исходной смеси.
8. Вычислите массу бромной воды с массовой долей брома 2%, которая потребуется для полного взаимодействия со 186 г 1%-го раствора анилина.

Вопросы к § 17
1. Какие вещества называют аминокислотами, а какие — белками? Что общего между этими классами органических соединений?
2. Почему аминокислоты — амфотерные органические соединения?
3. На основе примеров, приведенных в параграфе, попробуйте предложить способ образования названий аминокислот.
4. Какими свойствами обладают аминокислоты? Напишите уравнения реакций, характеризующих химические свойства аланина.
5. Назовите области применения аминокислот.
6. Охарактеризуйте три структуры белка.
7. Какие химические свойства характерны для белков?
8. Что такое денатурация? Какие внешние факторы могут вызвать ее?
9. Как с помощью одного и того же реактива распознать растворы трех веществ: белка, глюкозы и глицерина?
10. Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
этан----> этилен---> этиловый спирт----> уксусный альдегид ----> уксусная кислота-► хлоруксусная кислота->аминоуксусная кислота-----> полипептид.
11. Вычислите массу соли, которую можно получить при взаимодействии 150 г 5%-го раствора аминоуксусной кислоты с необходимым количеством гидроксида натрия. Сколько граммов 12%-го раствора щелочи потребуется для реакции?

Вопросы к § 18
1. Какие соединения называют нуклеиновыми кислотами?Какие типы нуклеиновых кислот вы знаете?
2. Как устроен нуклеотид? Сравните строение нуклеотидов ДНК и РНК.
3. Сравните строение, локализацию в клетках и функции РНК и ДНК.
4. Какие разновидности РНК вы знаете? Какую роль играет каждый вид РНК в биосинтезе белка?
5. Приведите доказательства единства организации всего живого на Земле, начиная с рассмотрения химического состава клеток до высших биополимеров нуклеиновых кислот.
6. Дана последовательность нуклеотидов на участке одной из полимерных цепей ДНК:
А—Ц—Г—Г—Т—А—А—Ц—Г—Т.
Определите последовательность нуклеотидов на комплементарном участке второй цепи.
7. Что такое биотехнология? Приготовьте сообщение о возникновении и развитии этого направления в современной науке.
8. Что такое генная инженерия? Приготовьте сообщение об успехах современной генной инженерии.
9. Что такое трансгенные формы организмов? Как вы считаете, безопасно ли использование в пищу трансгенных или генетически модифицированных продуктов? Умеете ли вы различать трансгенную пищевую продукцию по информации на упаковках?
10. Выдающимся достижением науки последних лет считается расшифровка генома человека. Что вы знаете об этом? Приготовьте сообщение на эту тему.

Вопросы к § 19
1.Какие вещества называют ферментами?
2. Каков механизм действия ферментов?
3. Сравните «работу> ферментов с действием неорганических катализаторов. В чем их особенности?
4. Почему при повышении температуры до 42 °С ферменты перестают «работать»? Что с ними при этом происходит?
5. Вспомните из курса биологии известные вам пищеварительные ферменты и расскажите об их «работе».
6. На основании информации таблицы 7, приведенной в параграфе, подготовьте сообщение об использовании формантов на производстве.
7. Попросите у учителя полоску индикаторной бумаги и исследуйте значения pH слюны и мочи. В случае обнаружения отклонений от нормы немедленно обратитесь к врачу.
8. Проделайте дома такой опыт. Попробуйте поджечь в ложечке кусочек сахара. У вас ничего не получится: сахар будет плавиться, дымить, обугливаться, но не загорится. Если же на кусочек сахара поместить немного свежего сигаретного пепла (не зздумайте курить сами — пусть за вас это сделают заядлые курильщики) и поджечь, кусочек сахара загорится ровным синеватым пламенем. Дайте объяснение наблюдаемого явления. Как этот опыт связан с темой «Ферменты»?

Вопросы к § 20
1. Какие вещества называют витаминами?
2. Что такое авитаминоз, гиповитаминоз и гипервитаминозы?
3. Как сохранить витамины в выращенной на дачном участке плодоовощной продукции при ее длительном хранении?
4. Как сохранить витамины при приготовлении овощных блюд в условиях термической обработки пищи?
5. Какие витаминные препараты вы знаете и как их следует применять? При подготовке ответа на этот вопрос проконсультируйтесь с медицинскими работниками.
6. Подготовьте небольшое сообщение об основных средствах лечения и методах профилактики и лечения сахарного диабета. Используйте консультацию школьного учителя биологии и медицинского работника.
7. Какие гормоны вы знаете из курса биологии? Какими железами внутренней секреции они вырабатываются? Как они влияют на жизнедеятельность органов и систем органов?
8. К каким негативным последствиям может привести непрерывное продолжительное повышение содержания адреналина в крови?
9. Подготовьте небольшое сообщение об иатрохимии. При его подготовке используйте консультацию учителей химии, истории и биологии.
10. Проанализируйте содержимое вашей домашней аптечки. Какие лекарственные препараты необходимо выбросить? Какие необходимо приобрести? Подготовьте сообщение «Моя домашняя аптечка». Используйте консультацию медработника.
11. Что обязательно должно входить в состав автомобильной аптечки? Почему? Какие взыскания может наложить автоинспектор за отсутствие аптечки или ее несоответствие российскому стандарту?
Разная литература читать онлайн » Химия » Задачи по химии » Вопросы и упраженения к учебнику Габриелян Химия 10 класс
  • Страница 1 из 2
  • 1
  • 2
  • »
Поиск:

Статистика
Интересное
Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz