Вопросы и упражнения к учебнику Габриелян Химия 11 класс - Разная литература читать онлайн
Регистрация | Вход Привет, Гость | RSS
http://oboz.ucoz.ru
Войти:

 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 212»
Разная литература читать онлайн » Химия » Задачи по химии » Вопросы и упражнения к учебнику Габриелян Химия 11 класс (Базовый уровень)
Вопросы и упражнения к учебнику Габриелян Химия 11 класс

Скачать учебник Габриеляна 11 класс полностью со всей теорией можно на этой странице

Скачать РЕШЕБНИК Габриеляна за 11 класс можно по этой ссылке

Вопросы к параграфу 1
1.Какие явления доказывают сложность строения атома?
2. Какие модели строения атома вы знаете?
3. Из курса физики вспомните, как физические явления интерференции и дифракции (что это такое?) доказывают двойственную природу частиц микромира.
4. Из каких частиц состоит атомное ядро? Что такое изотопы?Запишите символы изотопов хлора, калия и аргона. Почему свойства различных изотопов одного и того же элемента идентичны, хотя их относительная атомная масса различна?
5.Как устроена электронная оболочка атома? Что такое энергетический уровень (электронный слой) атома? Что представляет собой электронная орбиталь? Какие орбитали вам известны?
6.На что указывает номер: а) периода; б) группы в Периодической системе Д. И. Менделеева?
7.Как заполняются энергетические уровни и электронные орбитали у атомов химических элементов главных и побочных подгрупп таблицы Д. И. Менделеева? В чем сходство и различие в строении атомов элементов главных и побочных подгрупп одной группы?
8.Запишите электронные конфигурации атомов элементов, имеющих порядковые номера 6, 15, 20, 25 в Периодической системе Д. И. Менделеева. К каким электронным семействам относят эти элементы?
9. Приготовьте сообщение на тему «Эволюция представлений о строении атома».
10.Как вы думаете, почему гуманитариям необходимо иметь представление о сложном строении атома?
11.Дайте комментарий следующим строчкам из стихотворения В. Брюсова «Мир электрона»:
Быть может, эти электроны —
Миры, где пять материков,
Искусства, званья, войны, троны
И память сорока веков.
Еще, быть может, каждый атом —
Вселенная, где сто планет;
Там все, что здесь в объеме сжатом,
но также то, чего здесь нет.


Вопросы к параграфу 2
Какие предпосылки послужили основой открытия Периодического закона?
Как был открыт Периодический закон?
Как изменялась формулировка Периодического закона по мере развития науки?
В чем физический смысл: а) порядкового номера элемента; 6) номера периода; в) номера группы?
Как на основе сведений о строении атома можно объяснить закономерности в изменении свойств элементов по периодам и группам?
Как соотносятся слова Д. И. Менделеева: «Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только развитие и надстройки обещаются» с современным состоянием Периодического закона и Периодической системы?
Почему водород занимает в Периодической системе двойственное положение?
Названия каких из химических элементов в таблице Д. И. Менделеева связаны с Россией и русскими?
Этимологическими источниками названий большинства химических элементов в таблице Д. И. Менделеева послужили: свойства простых веществ, образованных элементами, герои греческих мифов, названия небесных тел, географические названия, имена великих ученых. Приведите примеры названий таких элементов.
Приготовьте сообщение о жизни и деятельности Д. И. Менделеева.

Вопросы к параграфу 3
Почему благородные газы раньше относили к нулевой группе Периодической системы? Почему сейчас их относят к VIII группе? Какие металлы называют благородными? Почему?
Подготовьте сообщение на тему «Инертные или благородные?».
Какую химическую связь называют ионной? Каков механизм ее образования? Можно ли говорить о «чистой» ионной связи? Почему?
Что такое катионы? На какие группы делят катионы?
Что такое анионы? На какие группы делят анионы?
Почему принято делить ионы на гидратированные и негидратированные? Сказывается ли наличие гидратной оболочки на свойствах ионов? Какую роль сыграли русские химики Каблуков и Кистяковский в развитии представлений об электролитической диссоциации, с которыми вы знакомились в курсе основной школы?
Что такое кристаллическая решетка? Что такое ионная кристаллическая решетка?
Какими физическими свойствами характеризуются вещества с ионными кристаллическими решетками?
Среди веществ, формулы которых: КС1, А1С13, BaO, Fe203, Fe2(S04)3, H2S04, C2H5ONa, C6H5ONa, Si02, NH3, определите соединения с ионными кристаллическими решетками.
Приготовьте сообщение о роли ионных соединений в неживой природе и в жизни человека.
Вопросы к параграфу 4
Какую химическую связь называют ковалентной? Какие признаки лежат в основе классификации ковалентной химической связи?
Что такое электроотрицательность? ковалентная полярная и ковалентная неполярная связи?
Может ли связь в молекуле вещества быть полярной, а молекула — неполярной? От чего зависит полярность молекулы? Приведите примеры из органической и неорганической химии.
Каковы механизмы образования ковалентной связи? Что такое донор? акцептор? Приведите примеры.
Приведите примеры органических и неорганических веществ с одинарной, двойной и тройной химическими связями.
Почему ковалентная связь преобладает в мире химических веществ?
Что такое молекулярная кристаллическая решетка? Чем она отличается от ионной? Приведите примеры веществ с молекулярной кристаллической решеткой.
Что такое атомная кристаллическая решетка? Чем она отличается от ионной и молекулярной кристаллической решеток? Приведите примеры веществ с молекулярной кристаллической решеткой.
Приготовьте сообщение на тему «История семи великих камней Алмазного фонда России». При подготовке его используйте материалы по истории и мировой художественной культуре.
Откуда пошла поговорка «Тяжела ты, шапка Мономаха»?
Сравните императорские короны Британской империи и Российской империи по истории создания, авторству, составу этих государственных символов. Используйте материалы энциклопедий и справочников.
Какие знаки государственного отличия в царской, советской и современной России изготовлены с применением бриллиантов?
В чем измеряется масса драгоценных камней? Почему эту меру так называют? Для ответа воспользуйтесь дополнительной литературой.

Вопросы к параграфу 5
Какими особенностями характеризуется строение атомов металлов?
Что такое металлическая связь? Что сближает эту химическую связь с ионной и ковалентной связями?
Что представляет собой металлическая кристаллическая решетка?
Как особенности строения металлов — простых веществ сказываются на их физических свойствах?
Дайте сравнительную характеристику физических свойств металлов и укажите области их использования.
Приготовьте сообщение Еа тему «История возникновения и развития зеркального производства
Какие периоды — «века» выделяют в истории человеческой цивилизации? Почему их так называют? Как можно назвать современный период? Почему?
Охарактеризуйте художественное значение металлов и сплавов. Приведите примеры.
Приготовьте сообщения иа темы «Краткий очерк мировой истории металлических денег», «Металлические деньги в истории России».
Приготовьте сообщение на тему «Металлы и сплавы — материалы для древних и современных олимпийских наград».
Вопросы к параграфу 6
Что такое водородная связь? Какую точку зрения — физиков или химиков — вы разделяете но вопросу ее природы?
Каков механизм образования водородной связи? Какие виды водородной связи вы знаете?
Какими особыми свойствами обладают вещества с межмолекулярпой водородной связью?
Какую роль играет межмолекулярная водородная связь в природе?
Какую роль играет внутримолекулярная водородная связь в организации нативной (природной) структуры биополимеров - белков и нуклеиновых кислот?
Какую роль играет внутримолекулярная водородная связь в хранении и передаче наследственной информации? При ответе используйте знания по курсу общей биологии, а также консультации учителей биологии и химии.
В чем, по-вашему, состоит социальная роль водородных связей? Ответ иллюстрируйте примерами.
Приготовьте сообщение об открытии структуры ДНК лауреатами Нобелевской премии Дж. Уотсоном и Ф. Криком.
Приготовьте сообщение о химической природе негативных последствий для организма человека курения и употребления алкоголя.
На примере водородных связей покажите незыблемость философского постулата об относительности истины.

Вопросы к параграфу 7
Что такое полимер, мономер, структурное звено, степень полимеризации? При ответе используйте знания, полученные из курса органической химии.
Какие биополимеры вы знаете? Охарактеризуйте их с использованием понятий, перечисленных в первом вопросе.
Вспомните из курса органической химии особенности строения, свойств и применения крахмала и целлюлозы. Сравните их.
Что такое пластмассы? На какие группы их делят: а) по отношению к нагреванию; б) по происхождению?
Вспомните, что такое полимеризация и поликонденсация. Сравните их. Приведите примеры. При ответе на этот вопрос используйте знания как по органической химии, так и по общей биологии.
Что такое волокна? На какие группы их делят? Приведите примеры и расскажите о значении конкретных представителей каждой группы.
Запишите уравнение реакции полимеризации вещества, выделяемого тропическим жуком в случае опасности.
Приготовьте сообщение на тему «Синтетические полимерные материалы и их роль в современной технике.
Приготовьте сообщение по материалам таблицы, приведенной в параграфе, о роли термопластов и термореактопластов в жизни современного общества.
Какие неорганические полимеры вам известны? Что общего в их строении? Какую роль они играют в неживой природе?

Вопросы к параграфу 8
Какие агрегатные состояния вещества вы знаете?
Сформулируйте закон Авогадро и следствие из него.
Рассчитайте массу оксида азота (IV), который при нормальных условиях занимает объем 67,2 л.
Найдите объем, который занимают (при н. у.) 32 г оксида серы (IV).
Назовите, какие еще газовые законы вам известны из курса физики.
Сформулируйте закон Менделеева — Клапейрона. Придумайте задачу на его применение и решите ее.
Чем отличается газообразное состояние вещества от твердого и жидкого?
Как сформировалась атмосфера Земли? Каков ее состав?
Как деятельность человека (антропогенный фактор) влияет на атмосферу? Как минимизировать это влияние?
Приготовьте сообщение на тему «Озоновый щит планеты».
Как получить, собрать и распознать: а) водород; б) кислород; в) углекислый газ; г) аммиак; д) этилен?
Как получают в промышленности: а) водород; б) кислород; в) углекислый газ; г) аммиак; д) этилен? Назовите области их применения.
Подготовьте сообщение на тему «Парниковый эффект в агмосфере Земли и его возможные последствия».
Предложите проблематику международной конференции, посвященной сотрудничеству по защите атмосферы.

Вопросы к параграфу 9
Чем отличаются жидкости от газов?
Охарактеризуйте биологическую роль воды в живом организме.
Опишите круговорот воды в природе.
Достаточно ли запасов пресной воды на планете? Можно ли отнести воду к возобновляемым природным ресурсам? Обоснуйте свою точку зрения.
Предложите свой проект по режиму экономии бытового потребления воды.
Какова роль воды в различных промышленных производствах? Предложите свой проект по режиму экономии производственного потребления воды.
Какую воду называют жесткой? Какие виды жесткости воды различают? Какой вред человеку наносит жесткая вода?
Как устранить жесткость воды?
Что такое минеральная вода? Для каких целей ее используют?
На примере жесткости воды и содержания солей в минеральной воде покажите единство и борьбу противоположностей.
Вычислите объем 108 кг водяных паров (при п. у.). Почему жидкие кристаллы можно рассматривать как промежуточное звено между жидким и кристаллическим строением вещества? Какими свойствами они обладают? Где их используют?
Вопросы к параграфу 10
Чем характеризуется строение твердых веществ? Что их отличает от жидкостей и газов?
На какие группы по типу кристаллической решетки можно разделить твердые вещества?
Чем отличаются аморфные вещества от кристаллических?
Что у них общего с жидкостями и кристаллическими веществами?
Назовите известные вам аморфные вещества и укажите области их применения.
Подготовьте сообщение на тему «История стекла в истории человечества».
Охарактеризуйте социальный и химический смысл термина «аморфный».
Докажите относительность различных классификаций в изученном ранее материале.
Докажите относительность утверждения о том, что максимальная степень окисления атома химического элемента совпадает с номером группы, в которой он находится.
Почему утверждение о текучести, как характерном свойстве жидкостей, относительно?
Приведите примеры относительности характеристик литературных героев как положительных, так и отрицательных.
По материалам средств массовой информации покажите относительность выгодности экономических и политических межгосударственных союзов.

Вопросы к параграфу 11
Что такое дисперсные системы? дисперсионная среда? дис-
персная фаза?
На какие подгруппы можно разделить гели? Чем определя-
ется срок годности косметических, медицинских и пище-
вых гелей?

Вопросы к параграфу 12
Почему чистый воздух, природный газ и истинные растворы не относят к дисперсным системам?
Как подразделяют грубодисперсные системы? Назовите представителей каждой группы и укажите их значение.
Как подразделяют коллоидные системы? Назовите представителей каждой группы и укажите их значение.
Как классифицируют дисперсные системы по агрегатному состоянию среды и фазы? Приведите примеры, используя рисунок 89.
Что такое коагуляция? Чем она может быть вызвана?
Что такое синерезис? Чем он может быть вызван?
Почему природа в качестве носителя эволюции выбрала именно коллоидные системы?
Приготовьте сообщение на тему «Эстетическая, биологическая и культурная роль коллоидных систем в жизни человека».
Как коллоидные системы иллюстрируют тезис об относительности истины?

Задачи из 12 параграфа с решением
Задача 1 В состав сухой цементной смеси для штукатурных работ входит 25% цемента и 75% песка. Какую массу каждого компонента
нужно взять для приготовления 150 кг такой смеси?
Задача 2. Состав природного газа (объемные доли): метана, 3% этана и 2% пропана. Какой объем каждого компонента можно получить из 250 м3 этого газа?
Задача 3. Сколько граммов хлорида натрия и воды НуЖН0 взять чтобы приготовить 600 г физиологического раствора, массовая доля соли в котором составляет 0,9% ?
Задача 4. Какой объем воды необходимо добавить к 50 г уксусной оссенции, массовая доля уксусной кислоты в которой равна 70%, чтобы приготовить 3% -й уксус?
Задача 5. Какую массу железа можно получить из 2,5 т красного железняка (Fe203), содержащего 20% примесей?
Задача 6. При восстановлении 12,3 г нитробензола получили 6,5 г анилина. Рассчитайте массовую долю выхода продукта реакции от теоретически возможного.

Что называют массовой долей элемента в сложном веществе? Как ее рассчитывают?
Что называют массовой (объемной) долей компонента смеси? Как ее рассчитывают?
Что такое доля примесей? Как найти массу (объем) чистого вещества, если известна массовая (объемная) доля примесей?
Не производя расчета, укажите, в каком из оксидов, формулы которых Fe203 и Fe304, содержание железа выше. Ответ подтвердите расчетами. Рассчитайте массовые доли каждого из элеменгов в веществах: сульфат меди (II), нитрат железа (III), этиловый спирт, глюкоза, анилин.
К 120 г 60%-го раствора этилового спирта добавили 40 г безводного этилового спирта. Вычислите массовую долю этилового спирта в полученном растворе.
Из 280 г 15%-го раствора нитрата калия выпарили 120 мл воды. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
Золото 585 пробы содержит 41,5% меди. Сколько граммов чистого золота содержит кольцо этой .пробы, имеющее массу 2,8 г?
Вычислите объем кислорода, который может быть получен из 450 м3 воздуха (н. у.), если объемная доля кислорода равна 21%.
Из 230 г 80% -го этилового спирта было получено 120 л этилена (н. у.). Рассчитайте выход этилена в процентах от теоретически возможного.
В 250 мл воды растворили 67,2 л (н. у.) хлороводорода. Вычислите массовую долю хлороводорода в полученном растворе.
В 120 мл раствора сульфата алюминия содержится 3,42 г соли. Определите молярную концентрацию раствора. Найдите молярную концентрацию 15% -го раствора серной кислоты плотностью 1,1 г/мл.
Вопросы к параграфу 13
Какие явления называют химическими? Чем они отличаются от физических?
Вспомните из курса химии основной школы признаки и условия течения химических реакций. Приведите примеры.
Что такое аллотропия? аллотропные видоизменения?
Каковы причины аллотропии? Приведите примеры.
Сравните свойства и строение аллотропных модификаций фосфора. Какие причины вызывают аллотропию этого элемента?
На примере аллотропии олова покажите относительность деления элементов на металлы и неметаллы.
Раскройте на конкретных примерах аллотропии и изомерии категории формы и содержания.
Предложите свои проекты по сохранению озонового пояса Земли.
В чем состоит роль практики в становлении теории строения органических соединений? Раскройте эту роль как источника познания и критерия истины.

Вопросы к параграфу 14
На какие типы делят реакции по признаку «состав и число реагентов и продуктов реакции»? Приведите примеры уравнений реакций каждого типа.
Что такое реакции соединения? С каким тепловым эффектом они протекают?
Что такое реакции разложения? С каким тепловым эффектом они протекают?
Чем характеризуются реакции замещения? Запишите блок уравнений реакций замещения, характеризующих свойства галогенов.
Сформулируйте правило Бертолле. Проиллюстрируйте его уравнениями реакций для муравьиной кислоты.
Запишите термохимическое уравнение реакции горения метана, если известно, что при сгорании 5,6 л этого газа (н. у.) выделяется 225 кДж теплоты.
При соединении 18 г алюминия в кислороде выделяется 547 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
При сгорании 7 г этилена выделяется 350 кДж теплоты. Определите тепловой эффект реакции.
Термохимическое уравнение реакции полного сгорания ацетилена:
2С2Н2 + 502---► 4С02 + 2Н20 + 2610 кДж.

Вычислите количество теплоты, которая выделяется при сгорании 1,12 л ацетилена (н. у.).

Вопросы к параграфу 15
Что называют скоростью химической реакции? В каких единицах ее измеряют? От каких факторов она зависит?
Сравните понятия «скорость движения» и «скорость химической реакции». Что между ними общего?
Какие две классификации реакций по агрегатному состоянию реагентов и по участию в них катализатора вы можете предложить? Приведите примеры таких реакций, запишите их уравнения.
Сформулируйте закон действующих масс. Для каких реакций он справедлив?
Сформулируйте закон Вант-Гоффа.
Что такое катализаторы? На какие группы их можно разделить?
Где наиболее эффективно можно использовать ингибиторы?
Что такое ферменты? Сравните их с неорганическими катализаторами. Назовите области применения ферментов.
Почему при обработке порезов и других ран пероксидом водорода наблюдается его бурное «вскипание»?
Сухой хлор хранят в железных баллонах. Влажный хлор разрушает железо. Какую роль играет вода в этом процессе?
Для реакции были взяты вещества при температуре 40 °С.
Затем их нагрели до температуры 70 °С. Как изменится скорость химической реакции, если температурный коэффициент ее равен 2?
Запишите уравнение, отражающее закон действующих масс, для реакций, уравнения которых:
a) 2NO + O2 <=± 2N02; б) I2 + H2 *=± 2Н1.
Почему продукты питания хранят в холодильниках?

Вопросы к параграфу 16
Какие реакции называют необратимыми? Приведите примеры таких реакций из органической и неорганической химии, запишите их уравнения.
Какие реакции называют обратимыми? Что такое химическое равновесие? Как его сместить?
Дайте характеристику реакции синтеза оксида серы (VI) из оксида' серы (IV) и кислорода. Рассмотрите, как нужно измерить концентрацию веществ, давление и температуру, чтобы сместить равновесие вправо.
Для смещения равновесия в реакции синтеза аммиака вправо необходимо понизить температуру. Почему же на производстве этот процесс проводят при достаточно высокой температуре 500—550 0G?
Как нужно изменить концентрацию веществ, температуру и давление реакции синтеза иодоводорода: H2 + I2 < 2HI + Q, чтобы сместить равновесие вправо?
Выберите уравнения обратимых реакций, в которых изменение давления не вызовет смещения химического равновесия:
а) MgCO3 <=* MgO + CO2;
б) HCOOH + C2H5OH <=± HCOOC2H5 + H2O;
в) 3Fe + 4H2Ofnllp, Т=± Fe3O1 + 4Н2;
г) C2H, + H2 ?=♦ C2H6.
Что служит сырьем для синтеза аммиака? Назовите источники этого сырья.
Используя свои знания по биологии и неорганической химии, охарактеризуйте народнохозяйственное значение аммиака.

Вопросы к параграфу 17
Какое строение имеет молекула воды? Каковы ее физические свойства?
Раскройте интегрирующую роль воды в естествознании между химией, биологией, физикой и географией. Возможно ли без структурирования и актуализации интеграционных проблем достаточно полно сделать это?
Расскажите о роли воды в решении экономических проблем общества.
Раскройте глобальную проблему человечества — проблему пресной воды на Земле и предложите пути ее решения.
Расскажите о роли воды в химических реакциях.
Докажите, что диссоциация электролита — это результат процесса гидратации. Какую роль сыграли русские химики в изучении этой стороны теории электролитической диссоциации?
Что такое степень электролитической диссоциации? На какие группы делят электролиты по степени электролитической диссоциации? Приведите примеры представителей каждой группы.
Перечислите химические свойства воды. Какие из этих свойств находят практическое применение?
Что такое кристаллогидраты? Какой процесс лежит в основе наложения гипсовых повязок или изготовления изделий из алебастра?
Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
a) O2----> H2O-» H2 > NH3 —♦ H2O —» H3PO1 —>

Вопросы к параграфу 18
Чтo такое гидролиз? Объясните этимологию этого термина.
Почему в таблице растворимости гидроксидов и солей в некоторых клеточках имеются прочерки?
Запишите уравнение гидролиза сульфида хрома (III). Какому гидролизу подвергается эта соль?
Испытайте в домашних условиях индикаторной бумагой растворы пищевой (NaHCO3) и стиральной соды (Na2CO3).
В каком растворе среда будет более щелочной? Почему?
Испытайте растворы мыла и стирального порошка индикаторной бумагой. Объясните, почему для стирки лучше использовать стиральные порошки, а не мыла. Почему пе рекомендуется стирка шерстяных изделий порошками, предназначенными для стирки хлопчатобумажных?
Используя знания по биологии, приготовьте три сообщения на тему «Обмен белков (жиров, углеводов) в организме человека, его нарушения и предупреждение их».
Даны растворы трех солей: а)нитрат свинца (II), сульфат калия, силикат натрия;б)хлорид натрия, сульфид лития, хлорид алюминия; в) нитрат аммония, цианид натрия, иодид бария. Как при помощи индикатора распознать их? Для солей, подвергающихся гидролизу, запишите уравнения соответствующих реакций.
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
карбид кальция > ацетилен > уксусный альдегид > ---> уксусная кислота--> уксуснозтиловый эфир----> ---► этиловый спирт.
Какие из превращений являются реакциями гидролиза?
Чем отличаются реакции гидролиза от реакций гидратации? xTto между ними общего?
Какие процессы гидролиза имеют промышленное значение?
Покажите единство и борьбу противоположностей на примере процессов обмена веществ и энергии в живых организмах.
Разная литература читать онлайн » Химия » Задачи по химии » Вопросы и упражнения к учебнику Габриелян Химия 11 класс (Базовый уровень)
Страница 1 из 212»
Поиск:

Статистика
Интересное
Copyright MyCorp © 2016

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz