Регистрация | Вход Привет, Гость | RSS
//oboz.ucoz.ru
Войти:

 
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Разная литература читать онлайн » Химия » Задачи по химии » Вопросы и упраженения к учебнику Габриелян Химия 10 класс
Вопросы и упраженения к учебнику Габриелян Химия 10 класс

Скачать этот учебник полностью можно на этой странице
Скачать решебник Габриеляна за 10 класс можно по этой ссылке по этой ссылке

Вопросы к § 21
1. Какие полимеры называют искусственными? В чем их отличие от природных?
2. Пластмассы иногда называют композиционными материалами. Объясните происхождение этого термина.
3. Какую пластмассу называют целлулоидом? Как и из чего ее получают? Укажите недостаток этого полимера. Перечислите области применения целлулоида.
4. На упаковках с нитроцеллюлозным клеем имеется предупреждение о соблюдении при работе с ним мер пожарной безопасности. С чем это связано?
5. Что такое волокна? Какие натуральные волокна (животного и растительного происхождения) и искусственные волокна вы знаете?
6. К какому типу реакций относят получение триацетата целлюлозы? К какому классу органических соединений относят продукт этой реакции?
7. Как из триацетата целлюлозы формуют волокно? Для чего используют ткани из ацетатного шелка?

Вопросы к § 22
1. Как классифицируют полимеры по происхождению? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
2. Как классифицируют полимеры по форме макромолекул? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
3. Как классифицируют полимеры по отношению к нагреванию? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
4. Как классифицируют полимеры по способу получения? Приведите примеры известных вам представителей групп полимеров по этому признаку. Расскажите о значении этих полимеров в природе и жизни человека.
5. Приготовьте сообщение на тему «Роль полимеров в моей будущей профессии».
6. Приготовьте сообщение об истории открытия какого-нибудь синтетического полимера, используя дополнительную литературу.
7. Приготовьте сообщение на тему «Пластмассы — современные конструкционные материалы ».
8. Приготовьте сообщение на тему «Роль полимеров в современном самолетостроении (автомобилестроении, строительной индустрии, медицине, нефте- и газодобыче и т. д.)».
Лабораторные опыты


1. Определение элементного у состава органических соединений
В широкий химический стакан поместите небольшой кусочек парафиновой свечи и подожгите его с помощью горящей лучинки. Обратите внимание на стенки стакана — на них появляются капельки воды. О наличии какого химического элемента в составе парафина они свидетельствуют? Погасите свечу и выньте ее из стакана. Затем налейте в стакан немного прозрачной известковой воды и осторожно взболтайте. Что наблюдаете? О наличии какого химического элемента свидетельствуют изменения, произошедшие с известковой водой? Запишите уравнения проведенных реакций.

2. Изготовление моделей молекул углеводородов
Модель молекулы метана. Соберите модель молекулы метана, используя для этого заводской набор моделей атомов. Если он в школе отсутствует, соберите ее из пластилиновых шариков. Для этого из пластилина светлых тонов изготовьте четыре небольших шарика, а из пластилина темных тонов — один шарик, который примерно в два раза больше предыдущих. В качестве стержней можно использовать спички. Учтите, что в молекуле метана угол между химическими связями С—Н составляет 109°, т. е. молекула имеет тетраэдрическое строение (см. рис. 11 на с. 25). Модели молекул бутана и изобутана. Соберите модель молекулы «-бутана, используя для этого заводской набор моделей атомов или пластилин. Аналогично соберите модель молекулы изобутана. Учтите, что в бутане атомы углерода расположены по отношению друг к другу под углом 109°, т. е. углеродная цепь должна иметь зигзагообразное строение. В молекуле изобутана все связи центрального атома углерода направлены к вершинам правильного тетраэдра. Сравните строение этих углеводородов.

3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах
Выданные вещества разделите на две части и исследуйте их отношение к растворам иода и перманганата калия. Наблюдайте за изменением окраски растворов. Внесите наблюдения в таблицу и сделайте выводы.
Реагенты для распознавания Номер веществ Наблюдения Выводы пробирки Раствор перманганата калия Расгвор иода

4. Получение и свойства ацетилена
В пробирку налейте около 1 мл воды и поместите в нее кусочек карбида кальция величиной со спичечную головку. Быстро закройте пробирку пробкой с газоотводной трубкой и выделяющийся газ пропустите в другую пробирку с раствором перманганата калия. Что наблюдаете? О чем свидетельствует изменение окраски раствора? Запишите уравнения проведенных реакций.

5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты ее переработки»
1. Рассмотрите выданную вам коллекцию. Объясните, почему все нефтепродукты (кроме мазута) называют светлыми. Запишите формулы углеводородов, образующих фракции светлых нефтепродуктов. Какие физические процессы лежат в основе их получения?
2. Познакомьтесь со смазочными маслами, получаемыми перегонкой мазута. Какие процессы лежат в основе их получспия?

6. Свойства этилового спирта
1.Рассмотрите выданный вам в пробирке образец этилового спирта. Понюхайте его. Что ощущаете? В другую пробирку прилейте несколько капель выданного вам спирта с помощью пипетки, добавьте 2 мл дистиллированной воды и содержимое взболтайте. Что можно сказать о растворимости этилового спирта в воде?
2. В одну пробирку налейте 1—2 мл дистиллировалной воды, а во вторую — 2 мл этилового спирта и добавьте в каждую по 2—3 капли подсолнечного масла. Перемешайте содержимое обеих пробирок. Что можно сказать о свойствах этилового спирта как растворителя?
3. На фильтровальную бумагу капните одну каплю воды и чуть поодаль одну каплю отилобого спирта. Какая капля быстрее испарится? Сделайте вывод о свойствах спирта на основе этого опыта.
4.Накалите на пламени спиртовки свернутую в спираль медную проволоку до появления черного налета оксида меди (II) и внесите ее в этиловый спирт, находящийся в выданной вам пробирке. Что наблюдаете? Повторите операцию 4—5 раз. Понюхайте содержимое пробирки. Что ощущаете? Запишите уравнение проведенной реакции.

7. Свойства глицерина
1. К 1 мл дистиллированной воды в пробирке прилейте 1 мл глицерина и смесь взболтайте. Затем добавьте еще 1 мл глицерина и еще раз перемешайте смесь. Что молено сказать о растворимости глицерина в воде?
2. К 2 мл раствора щелочи в пробирке прилейте несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)). Что наблюдаете? К полученному осадку прибавьте по каплям глицерин и смесь взболтайте. Что наблюдаете?

8. Свойства формальдегида
1.В тщательно вымытую пробирку налейте 1 мл аммиачного раствора оксида серебра и добавьте по стенке 4—5 капель формалина. Поместите пробирку в стакан с горячей водой. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.
2. Налейте в пробирку 2 мл щелочи и добавьте 2—3 капли раствора медного купороса (сульфата меди (II)). К образовавшемуся осадку прилейте 1 мл разбавленного водой формалина и смесь нагрейте. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.

9.Свойства уксусной кислоты
1. Налейте в четыре пробирки по 2 мл раствора уксусной кислоты. Осторожно понюхайте этот раствор. Что ощущаете? Вспомните, где вы применяете уксусную кислоту дома.
2. В одну пробирку с раствором уксусной кислоты добавьте несколько капель раствора лакмуса. Что наблюдаете? Затем нейтрализуйте кислоту избытком щелочи. Что наблюдаете? Запишите уравнение проведенной реакции.
3. В три оставшиеся пробирки с раствором уксусной кислоты добавьте: в одну — гранулу цинка, в другую несколько крупинок оксида меди (И) и подогрейте ее, в третью — кусочек мела или соды (на кончике шпателя). Что наблюдаете? Запишите уравнения проведенных реакций.
10. Свойства жиров
1.В три пробирки налейте по 1 мл дистиллированной воды, спирта и бензина и добавьте в них по 2—3 капли подсолнечного масла. Встряхните содержимое пробирок. В какой жидкости жиры растворяются лучше?
2.Несколько капель раствора жира в этиловом спирте и бензине нанесите на фильтровальную бумагу. Что наблюдаете после испарения растворителя?
3. Практически докажите, что в состав выданного вам растительного жира входят остатки непредельных кислот. Объясните свои действия.

11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка
1. К 1—2 мл растворов мыла и стирального порошка в отдельных пробирках добавьте по 2—3 капли раствора фенолфталеина. Отметьте окраску раствора. Сделайте вывод, какое из моющих средств лучше использовать для стирки тканей, чувствительных к щелочи (например, шерстяных).
2.В две пробирки налейте по 3—4 мл жесткой воды (раствора солей кальция, например хлорида кальция СаС12). В одну пробирку добавьте по каплям раствор мыла, а в другую — раствор стирального порошка. После внесения каждой капли содержимое пробирок взбалтывайте. В каком случае приходится прибавлять больше раствора для образования устойчивой пены? Какой препарат не утрачивает своей моющей способности в жесткой воде? Почему?

12.Свойства глюкозы
1. В пробирку с 2—3 каплями раствора медного купороса (сульфата меди (II)) прилейте 2—3 мл раствора щелочи. Что наблюдаете? Затем добавьте в пробирку 2 мл раствора глюкозы и смесь перемешайте. Что наблюдаете? О чем свидетельствует этот опыт?
2. Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? О чем свидетельствует этот опыт? Запишите уравнение проведенной реакции.
3. К 2 мл аммиачного раствора оксида серебра добавьте 1—2 мл раствора глюкозы и нагрейте смесь на пламени спиртовки. Старайтесь нагревать содержимое пробирки равномерно и медленно. Что наблюдаете? О чем свидетельствует этот опыт? Запишите уравнение проведенной реакции.

13.Свойства крахмала
1. В пробирку насыпьте немного порошка крахмала. Прилейте воды и взболтайте смесь. Что можно сказать о растворимости крахмала в воде?
2. Вылейте взвесь крахмала в воде в химический стакан с горячей водой и прокипятите ее. Что наблюдаете?
3. В пробирку с 2—3 мл полученного во втором опыте крахмального клейстера добавьте каплю спиртового раствора иода. Что наблюдаете?

14. Свойства белков
1. В пробирку налейте 2 мл раствора белка и добавьте 2 мл раствора щелочи, а затем несколько капель раство-
ра медного купороса (сульфата меди (II)). Что наблюдаете?
2. В пробирку с 2 мл раствора белка добавьте несколько капель азотной кислоты. Что наблюдаете? Нагрейте содержимое пробирки. Что наблюдаете? Охладите смесь и добавьте к ней по ктишм 2—3 мл нашатырного спирта. Что наблюдаете?
3. Подожгите несколько шерстяных нитей. Охарактеризуйте запах горящей шерсти.
4. К 3—4 мл раствора белка в воде добавьте несколько капель раствора медного купороса (сульфата меди (II)). Что наблюдаете?

15.Знакомство с образцами пластмасс, волокон и каучуков
Рассмотрите предложенные образцы пластмасс, волокон и каучуков. Распределите их на три группы: природные, искусственные и синтетические. Какие из выданных веществ получают (образуются) а результате реакции: а) полимеризации; б) поликонденсации?
Практическая работа №1

Идентификация органических соединений
Задание 1
В двух пробирках без этикеток содержатся следующие вещества:
1 вариант: этиловый спирт и муравьиная кислота;
2 вариант-, растворы глюкозы и глицерина;
3 вариант: растворы формальдегида и белка;
4 вариант: растительное и машинное масла;
5 вариант: крахмальный клейстер и глицерин;
6 вариант: растворы глюкозы и этанола;
7 вариант: растворы сахарозы и глюкозы.
Получите у учителя две пробирки в соответствии с номером вашего варианта. Предложите способ экспериментального определения содержимого каждой пробирки. После одобрения вашего предложения учителем приступите к практическому распознаванию веществ.

Задание 2
С помощью одного реактива докажите, что глюкоза является веществом с двойственной функцией.

Задание 3
Вам выданы пробирки с растворами, в одной из которых содержится глицерин, в другой — формальдегид, в третьей — глюкоза. С помощью одних и тех же реактивов определите каждое вещество.

Практическая работа №2

Распознавание пластмасс и волокон
Задание 1
Вам предложены образцы двух пластмасс и.ч следующего перечня: полиэтилен, поливинилхлорид, фенопласт. Используя таблицу 10, определите, какие именно пластмассы вам выданы. Напишите формулы структурных звеньев выданных вам пластмасс.

СВОЙСТВА ПЛАСТМАСС - Таблица 10

Название
пластмассы
Полиэтилен
Поливинилхлорид
Фенолоформальдегидная смола
Физические свойства, определяемые органолептически
Жирный на ощупь. В виде пленки, прозрачный, эластичный
Эластичный, в толстых слоях жесткий. Прозрачный или непрозрачный
Непрозрачная, неэластичная, хрупкая
Отношение к нагреванию
Размягчается, в размягченном состоянии легко меняет форму, вытягивается в нити
Размягчается и разлагается с выделением хлороводорода
Не размягчается, разлагается
Характер горения
Горит ярким пламенем с запахом расплавленного парафина. Продолжает гореть вне пламени
Горит коптящим пламенем. Вне пламени гаснет
Загорается, при длительном пребывании смолы в пламени ощущается характерный запах фенола
Задание 2
Вам предлагаются образцы — нити или ткани — трех волокон из следующего перечня: хлопок, шерсть, натуральный шелк, вискозное волокно, ацетатное волокно, капрон. Используя таблицу 11, определите, какие именно волокна вам выданы.
СВОЙСТВА волокон Таблица 11
Разная литература читать онлайн » Химия » Задачи по химии » Вопросы и упраженения к учебнику Габриелян Химия 10 класс
  • Страница 2 из 2
  • «
  • 1
  • 2
Поиск:

Статистика
Интересное
Copyright MyCorp © 2024

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz